Рис. автор
Многие пользователи транспортных средств считают, что необходимость периодической замены масла является еще одним способом получения денег от производителей автомобилей и смазочных материалов.
Это неправильное мнение подтверждают авторы глупых статей в прессе или в Интернете, утверждая, что замена масла вообще не нужна, поскольку ее можно использовать на миллионы километров без повреждения двигателя, не повреждая двигатель, а грязь улучшает смазку ...
Другие, хотя и относятся к классу «специалистов», считают, что проблему старения масла можно решить путем его точной фильтрации, благодаря которой все примеси сохраняются, а рафинирующие присадки все еще находятся в обращении. По иронии судьбы, это называется «диализ нефти», который, как ожидается, вызовет положительные медицинские ассоциации, но на самом деле он напоминает самые примитивные практики в прошлом, игнорируя все рациональные знания.
Научно доказанные факты
Масла, обычно используемые для смазки автомобильных двигателей, представляют собой сложные смеси специально отобранных базовых масел и совместимого набора обогащающих присадок. Исследователи, разрабатывающие составы моторных масел, выбирают количество добавок к среднему пробегу автомобиля между последовательными заменами в конкретных моделях двигателей. Срок службы базового масла также регулируется в соответствии с требуемой частотой рабочего цикла.
Окисление углеводородов и вторичные реакции продуктов этого процесса приводят к образованию смоляных веществ, которые сгущают масло до его полного отверждения и образуют вредные отложения на всех смазанных поверхностях.
Присадки очень дороги и влияют не только на качество масла, но и на его конечную цену. Поэтому использование их в избытке не имеет экономического обоснования.
В операционной практике термин «средний пробег» очень вводит в заблуждение. Водитель, располагающий гонщиком, потребляет очищающие добавки, особенно противоизносные, гораздо быстрее, чем участник дорожного движения. Однако нормы двигателя, установленные изготовителем двигателя между биржами, должны рассматриваться одинаково, что, к сожалению, отражается на долговечности интенсивно используемых двигателей.
При каждой работе двигателя в ней образуются отложения и осадок, а в случае дизельных двигателей - также сажа. Все эти загрязнения и частицы абразивных металлических деталей могут быть легко отфильтрованы. Однако это не противодействует прогрессирующей деградации базовых масел и расходу рафинирующих присадок.
Основные химические изменения
Непрерывный процесс старения используемой нефти вызван кислородом, содержащимся в воздухе, который относительно легко реагирует с углеводородами. В результате их окисления образуются соединения со структурой спиртов, альдегидов и органических кислот, которые подвергаются вторичным реакциям конденсации со смоляными продуктами в виде трудно удаляемых озер, осажденных на внутренних поверхностях двигателя.
Это сопровождается одновременным удалением атомов водорода из углеводородных цепей, что приводит к образованию в них двойных связей, которые являются причиной параллельных процессов полимеризации. В конечном итоге вязкость масла увеличивается, то есть ухудшается смазка и теплообмен. После очень долгих пробегов масло превращается в густую черную смолу, которая не может смазывать что-либо, а в крайних случаях - даже твердое вещество.
Практически было установлено, что при большом скоплении вредных веществ последствия простого добавления свежего масла могут быть серьезными, потому что тогда нарушается внутренний баланс старого масла, что приводит к повышенному выделению твердых озер.
Процесс окисления ускоряется при высокой температуре, поскольку он вызывает термическое разложение углеводородов базового масла, модификаторов вязкости и некоторых очищающих добавок.
Роль побочных факторов
Нефтяное топливо оказывает большое влияние на деградацию масла, которое является источником дополнительного загрязнения двигателя и причиной старения масла из-за теплового воздействия. Топливо (особенно бензин) подвергается термическому растрескиванию при каждом возгорании. Затем образуется черный кокс, присутствие которого проявляется потемнением масла и ухудшением его эксплуатационных параметров.
При сжигании топлива в двигателях с самовоспламенением всегда образуется сажа, что влияет на увеличение вязкости масла, ухудшение условий смазки и охлаждения и ускоренный износ внутренних компонентов двигателя, поскольку эти кристаллы углерода имеют алмазную структуру.
Кроме того, всесезонные масла теряют свою вязкость при использовании. разрезание полимера, то есть разрыв углеводородных цепей. В результате, согласно разговорной терминологии, масло становится «все реже и реже», и, таким образом, создает худшую смазочную пленку и намного меньше защищает взаимодействующие детали от износа.
Также вредным фактором является разбавление масла топливом, проникающим в масляный поддон. При движении с неотапливаемым двигателем это топливо не может испаряться, а разбавленное масло часто вызывает заклинивание двигателя. То же самое происходит при правильной температуре двигателя, работающего на максимальной мощности и скорости, когда одна из свечей зажигания не работает, поршневые кольца не затянуты или неисправные форсунки впрыскивают избыточное количество топлива, что означает самые большие впрыскиваемые дозы и самое короткое время, позволяющее их сжечь. , Избыток несгоревшего топлива смешивается с маслом, и поэтому оно становится все хуже и хуже. Это подтверждается опытом водителей, едущих по немецким шоссе, где ограничения скорости не применяются.
Технические и маркетинговые критерии
Последствия неправильной долговечности масла или неправильно определенных циклов его замены становятся видимыми после нехватки времени, то есть при ремонте двигателя. Взглянув на демонтированные поршни, легко определить легкость образования и тип осажденных на них примесей. Поэтому крайне важно регулярно заменять отработанное моторное масло свежим маслом, которое в первом периоде очистит всю систему смазки, а затем защитит его для дальнейшего использования.
В то же время, необходимо заменить масляный фильтр одновременно, потому что он рассчитан только на определенный пробег. Затем, хотя он не закупоривает кровообращение, он прекращает участвовать в нем из-за так называемого байпас. Увеличенный пробег между заменами масла, рекомендованный разными производителями, часто обусловлен не технической необходимостью (обычно около 15 000 км), а маркетинговыми соображениями. Производители американских автомобилей, ни в коем случае не устаревшие, еще более строги в этом отношении и требуют замены моторного масла каждые 4000–6000 миль (7200–9600 км), что отчасти связано с широким использованием минеральных масел в Америке.
Последующие этапы герметичности соединения между поршнем и цилиндром, вызванные образованием осадка и блокировкой поршневых колец в канавках
Замена масла в двигателях, используемых в условиях интенсивного городского движения, в полевых условиях или на длинных и скоростных трассах, должна происходить гораздо чаще, чем указано в «средних» или «расширенных» стандартах. Разумным решением этой проблемы являются компьютерные системы для оценки пригодности масла для дальнейшего использования, представленные многими производителями.