Рис. DaimlerChrysler, архив
Системы передачи
В автомобильных транспортных средствах эти механизмы используются для передачи движения и крутящего момента от двигателя к ведомым колесам. Их задача - оптимально использовать мощность двигателя для преодоления переменного сопротивления движению.
Используемые в настоящее время легковые автомобили используют системы трансмиссии с полным приводом: спереди, сзади или спереди и сзади одновременно. Наиболее распространенной в настоящее время является конструкция с двигателем, расположенным в передней части автомобиля, и приводом, передаваемым на переднюю ось. Благодаря очень компактной конструкции это решение позволяет сократить автомобиль с 10 до 35 см по сравнению с аналогичными автомобилями с так называемыми классическая система привода, то есть с передним двигателем и задним приводом, а также с большим пассажирским и багажным отделением.
При переднем приводе двигатель сцепляется с коробкой передач и главной коробкой передач в одно целое. Из-за низкой нагрузки на передние колеса этот тип трансмиссии не использовался в тяжелых грузовых автомобилях. Тот же аргумент говорит против использования переднего привода в фургонах, однако производители этих автомобилей руководствуются более близким вариантом опускания пола и увеличения объема грузового пространства.
Варианты переднего привода
В прошлом разнообразие этих структур было намного больше, сейчас используются только два альтернативных решения. В первом (менее распространенном) двигатель размещен продольно перед передней осью, а во втором - поперечно перед передней осью. Продольное расположение двигателя позволяет снизить вес передней оси транспортного средства, что обеспечивает большую устойчивость движения при боковых порывах ветра и улучшает сцепление с дорогой, особенно в зимних условиях. Продольное положение двигателя способствует сотрудничеству с автоматической коробкой передач, которая по сравнению с механической коробкой передач занимает больше места в конструкции автомобиля. К недостаткам этого решения относится необходимость использования менее выгодной конструкции рулевого управления, в которой реечная передача должна располагаться над коробкой передач.
При боковом положении двигателя получается относительно небольшой передний свес транспортного средства. Однако это связано с довольно узким пространством для сборки двигателя. Следовательно, в этой системе в принципе установлены рядные двигатели с четырьмя самыми верхними цилиндрами, а реже - шестицилиндровые двигатели в v-образной системе. Асимметричное расположение двигателя и коробки передач, характерное для этой конструкции, требует использования приводных валов различной длины, что отрицательно сказывается на управлении автомобилем.
Независимо от расположения двигателя, решение с передним приводом имеет много преимуществ, в том числе:
- благоприятные тяговые свойства, особенно во влажных и зимних условиях;
- оптимальная и относительно постоянная нагрузка на управляемые и ведомые колеса;
- Понятность характеристик автомобиля при прохождении поворотов;
- упрощенная конструкция задней подвески;
- путь передачи уменьшенного крутящего момента;
- возможность легко дифференцировать колесную базу в разных версиях одной и той же модели автомобиля.
(фрагмент польского руководства пользователя для этой модели на картинке)
В свою очередь, к недостаткам данной конструкции относятся:
- необходимость использования больших передаточных чисел рулевого механизма или его поддержки;
- ухудшение способности двигаться, ускоряться и подниматься на холмы на мокрой и скользкой поверхности при более высоких нагрузках на автомобиль;
- сложная конструкция передней подвески;
- неблагоприятное распределение тормозных сил передних и задних колес;
- обычно трудно контролировать передачу;
- ограниченный минимальный радиус поворота.
Задние приводы
Двигатель в этом конструктивном решении может быть расположен между передними колесами и приводить заднюю ось в движение с помощью продольного ведущего вала (так называемая классическая система) или позади или позади задней оси.
Классическая система, когда-то доминировавшая во всех типах дорожных транспортных средств, по-прежнему используется во всех грузовиках и тягачах, в которых задняя часть загружена перевозимым грузом. В легковых автомобилях с задним приводом для увеличения нагрузки на ведомый мост, иногда даже реже, используется трансмиссия главной передачи с коробкой передач.
Классический вариант системы привода имеет много преимуществ, а значит:
- возможность использования более длинных двигателей (многоцилиндровые);
- равномерный износ шин;
- более простая конструкция управления коробкой передач;
- больше места для рулевого управления в сборе;
- менее сложная передняя подвеска.
Его недостатки:
- повышенный риск проскальзывания задних колес во влажных условиях и в зимних условиях при неполной нагрузке на задний мост;
- тенденция к изменению траектории движения при интенсивном увеличении или уменьшении движущей силы.
Двигатель, расположенный позади или перед задней ведомой осью, обычно блокируется коробкой передач, а главная передача - дифференциалом. Эта конструкция в настоящее время встречается в подавляющем большинстве автобусов, время от времени в пассажирских автомобилях, и никогда не в фургонах или грузовиках. Преимущества этого решения заключаются в следующем:
- короткий способ передачи крутящего момента привода;
- малые моменты инерции системы;
- благоприятное распределение тормозных сил;
- низкая рулевая нагрузка.
Заднее положение двигателя сопровождается неисправностями, такими как:
- низкая устойчивость движения по прямолинейной траектории;
- сложное управление коробкой передач;
- склонности к избыточной поворачиваемости;
- значительная чувствительность к боковым порывам ветра;
- плохое рулевое управление на скользких поверхностях;
- неравномерное распределение нагрузки на колесо.
Системы 4х4
Передача полного привода может быть постоянной функцией или использоваться только периодически. В последнем из этих событий одна из осей постоянно приводится в движение двигателем, и привод второй оси активируется при необходимости водителем или автоматически, благодаря межосевой муфте.
Эти типы систем привода обеспечивают:
- определенно лучшие тяговые свойства, особенно в сложных дорожных условиях;
- устойчивость к боковым порывам ветра;
- благоприятное распределение нагрузки на ось;
- равномерный износ шин;
- возможность получения более высоких ускорений.
Недостатками являются:
- масса автомобиля увеличилась примерно на 8%;
- более высокий расход топлива.
Cdn.