Система смазки двигателя автомобиля

Опубликовано: 27.08.2018

видео Система смазки двигателя автомобиля

Система смазки и охолаждения автомобильного двигателя

Двигатель автомобиля представляет собой сложный агрегат, состоящий из множества деталей и узлов, часть их которых – трущиеся. Несмотря на то, что поверхности всех скользящих деталей при изготовлении тщательно обрабатываются, на них, тем не менее, остаются невидимые глазу шероховатости, из-за которых возрастает сила трения. Трение, в свою очередь, приводит к сильному нагреву и увеличенному износу деталей. Для предотвращения данного явления предназначена система смазки двигателя. Масло создает тонкую пленку на поверхностях деталей, в результате чего они легко скользят.



Помимо сказанного назначение системы смазки заключается в:

охлаждении трущихся элементов; удалении нагара и продуктов износа; предотвращении появления коррозии.

Устройство системы смазки

Независимо от типа двигателя, система смазки включает в себя следующие основные части:


Система смазки ДВС

поддон картера; маслозаборник; маслорадиатор; масляный насос; масляный фильтр ; датчики давления, уровня и температуры масла; масляный щуп; перепускной клапан; масляную магистраль и масляные каналы.

Роль резервуара для хранения моторного масла выполняет поддон картера ДВС. В неработающем моторе туда стекает почти все масло, за исключением небольшого количества, которое остается в фильтре и на деталях. Активным элементом системы смазки является насос, обеспечивающий непрерывную циркуляцию рабочей жидкости. В действие он приводится от коленчатого, распределительного или дополнительного приводного вала. Как правило, в ДВС применяются насосы шестеренчатого типа.



Масляный фильтр предназначен для очистки масла от нагара и продуктов износа деталей. Это сменный элемент, который меняется с определенной периодичностью в зависимости от типа мотора, условий эксплуатации и рекомендаций производителя.

В процессе работы двигателя его детали, а вместе с ними и масло, неизбежно разогреваются. Моторное масло при достижении определенной температуры способно потерять свои эксплуатационные качества, поэтому его необходимо охлаждать. С этой целью система смазки двигателя оснащена масляным радиатором, который охлаждается жидкостью из системы охлаждения .

Контроль уровня масла

Во избежание поломки силового агрегата необходимо постоянно контролировать уровень масла в поддоне картера. Проверка проводится масляным щупом при заглушенном моторе. Щуп имеет две метки: минимальное и максимальное количество рабочей жидкости. Нормальный уровень масла находится между ними. При недостаточном уровне трущиеся детали не получат необходимого количества смазки, в результате увеличится износ. При избыточном количестве масла повышается его расход, а также расход топлива, усиливается образование нагара на поршнях и в камерах сгорания, замасливаются свечи зажигания.

Для контроля системы смазки в процессе работы ДВС оснащается датчиками уровня, температуры и давления масла, а на приборную панель выведены соответствующие индикаторы. Если внезапно один из показателей значительно отклонится от нормы, водитель узнает об этом благодаря включению контрольной лампы. Кроме того, датчик давления у многих моделей автомобилей включается в систему управления двигателем, и в случае критического падения давления мотор автоматически отключается.

Редукционный или перепускной клапан служит для поддержания постоянного давления в системе смазки. Клапанов может быть несколько, устанавливаются они в элементах системы, например, в масляном насосе или фильтре.

Виды систем смазки

В зависимости от метода подачи смазки к сопряженным деталям выделяют три основных вида систем:

с подачей масла разбрызгиванием; с подачей масла под давлением; комбинированные.

В первом случае система смазки автомобиля имеет довольно простое устройство. Масло на детали подается следующим образом: на кривошипных головках шатунов имеются специальные черпаки, которые захватывают смазку из поддона картера ДВС и разбрызгивают ее. Основной недостаток такого варианта состоит в том, что качество смазывания деталей зависит от количества масла в поддоне, угла подъема или спуска дороги, величины оборотов коленчатого вала. В результате мотор периодически испытывает масляное голодание и быстро изнашивается.

Второй вариант подразумевает непрерывную подачу смазки ко всем деталям под давлением, которое нагнетает масляный насос. Такая система не имеет недостатков предыдущей, однако сложность изготовления и эксплуатации не позволила ей получить широкого распространения.

В современных автомобилях, как правило, система смазки имеет комбинированное устройство. Ее особенность заключается в следующем: к деталям, более всего подверженным износу, масло подается под давлением, а к тем, которые работают в более легких условиях, разбрызгиванием. Эта система, в свою очередь, делится на два вида: система смазки с сухим и мокрым картером .

Мокрый картер

Чаще всего автопроизводители используют второй вариант. Как уже было сказано, картер ДВС в этом случае выполняет роль резервуара для хранения масла. Это техническое решение имеет ряд недостатков, наиболее существенные из которых – вспенивание масла при высоких оборотах коленчатого вала, а также сильное плескание в картере, из-за чего может оголиться маслоприемник, что ведет к масляному голоданию и значительному снижению давления в системе смазки.

Сухой картер

Система смазки с сухим картером применяется на автомобилях, предназначенных для гонок, а также в некоторых моделях внедорожников. Масло содержится в отдельном резервуаре, который располагается или в картере ДВС, или вне двигателя. В остальном схема системы смазки идентична предыдущему виду.

Преимущества такого технического решения заключаются в следующем:

постоянное давление и лучшее охлаждение масла; смазка дольше сохраняет свои эксплуатационные свойства, т.к. не контактирует с картерными газами; меньшая высота двигателя (в случае, если резервуар находится за его пределами) позволяет снизить центр тяжести автомобиля и улучшить аэродинамику. Из недостатков данного вида систем смазки можно отметить высокую стоимость, больший вес, более сложное устройство и больший заправочный объем в сравнении с системой с мокрым картером.

Централизованная система смазки

Двигатель и коробка передач автомобиля являются наиболее нагруженными агрегатами, нуждающимися в непрерывной подаче смазочного материала. Однако если речь заходит о спецтехнике, будь то снегоуборочная машина, самосвал или экскаватор, то к перечню узлов, требующих смазки, добавляется внушительный список дополнительного оборудования.

Для автоматической подачи смазочного материала к таким узлам на спецтехнику устанавливается централизованная система смазки. Это автономная система, состоящая из насоса, дозаторов, шлангов высокого давления, фитингов и креплений.

Смазка подается одновременно ко всем точкам равными заранее заданными порциями заданным циклом. Цикл регулируется управляющей платой, расположенной в центральном насосе.

Выводы

Автоматическая система смазки позволяет обеспечить равномерное смазывание трущихся деталей , предотвратить простой спецтехники для проведения смазочных работ, исключить влияние человеческого фактора, продлить срок службы подшипников подвижных частей и более экономно расходовать смазочный материал.

Новости автомира
Не заводится Ниссан Альмера Классик, N16 и G15 на холодную, стартер крутит
1225 Просмотров Если ваш автомобиль Альмера N16 2016 года выпуска не заводится на холодную и на горячую, то причина может скрываться как в электрической цепи, так и в топливной системе. И причин может

Почему не заводится ваз 2106
Опубликовано: 02.11.2017 НЕ ЗАВОДИТСЯ МАШИНА ЧТО ДЕЛАТЬ сами с ключами Вообщем машинка постояла 2 дня. Прихожу - пробую завести, а не заводится. Посмотрел подумал. Посомтрел топливный фильтр - сухой.

Приора не заводится: причины и пути их устранения
Проблемы с запуском мотора автомобиля Лада Приора возникают в случае неисправности одного либо нескольких элементов системы зажигания машины. Повод для их появления – искра, необходимая для воспламенения

Плохо заводится на горячую карбюратор ВАЗ 2109
Плохой ГОРЯЧИЙ ЗАПУСК летом!!! А дело все в Бензине! ПЛАВАЮТ холостые обороты, ДОЛГО заводится --- ПОДКАПЫВАЕТ во вторую камеру! Скажи НЕТ парам бензина и ПЛОХОМУ ЗАПУСКУ в жару! Доработка крыши кастрюли!

Kia Spectra не заводится и стартер не крутит (Rio и Ceed): причины и решение проблемы
Стартер – один из важнейших узлов автомобиля. Благодаря ему осуществляется запуск двигателя . Поэтому для успешного запуска нужно следить за его исправностью. Если Киа Спектра не заводится, стартер

Киа Рио не заводится, причины и их устранение
Многим владельцам автомобилей известна эта ситуация, когда необходимо срочно выехать, а двигатель никак не хочет запускаться. Причем это может случиться не только в холодную пору года. От подобной проблемы

Ответы@Mail.Ru: ВАЗ-2109 Есть искра, и заливает свечи, но машина не заводится. В чем проблема??
Остальные ответы Алексадр Хохленко Ученик (233) плохо что карбюратор, свечи заливает большей обьём подачи бензина. смотри дросельную заслонку и винт холостого

ВАЗ-2107. Инжектор не заводится: возможные причины и способы решения
Несмотря на развитие автоиндустрии, классические модели ВАЗ до сих пор пользуются огромным спросом в странах СНГ. Последние модели «Классики», а именно ВАЗ-2107, оснащались инжекторной системой впуска.

Не заводиться!
Всем доброго дня!!! Может кто сталкивался с такой проблемой!? Honda HR-V 2000г. Была сырая погода, подъехал к дому заглушил, через

Не заводится машина: что делать, основные причины и пути их решения
Если с самого утра возникают какие-либо проблемы с машиной - весь день может быть испорчен. Особенно если она не заводится. К тому же из-за этого можно опоздать на важную встречу, работу, в аэропорт

Все новости
Новости партнеров
rss