Многодиапазонная  направленная  антенна  NN-5

Опубликовано: 04.09.2018

Многодиапазонная направленная антенна NN-5

В статье http://www.cqham.ru/ant74_92.htm   шла речь о компьютерной модели трехдиапазонной антенны с директором, в центральный разрыв которого включен реактивный двухполюсник, позволяющий антенне работать на трех диапазонах без переключений. Чтобы не ходить к той статье, прикладываю ее MMANA модель и здесь, файл NN-3-8. Здесь NN означает Нижний Новгород, тройка - количество диапазонов, восьмерка - геометрическая длина директора в метрах. Почему к излучающему трехдиапазонному ядру был пристроен именно директор, а не рефлектор, мне вначале казалось естественным, так как сзади ядра поле было очень слабым, рефлектор бы практически не возбуждался, его эффективность была бы ничтожной. Позже я понял, что нужно "перелопатить" ядро так, чтобы ток в активном директоре был вдвое меньше, чем ток в активном рефлекторе, тогда пассивному рефлектору найдется работа - ток в нем будет примерно такой же, как в директоре.

Чем рефлектор иногда лучше директора, понятно - в многодиапазонной антенне рефлекторы разных диапазонов друг другу обычно не мешают, в отличие от директоров, которые конфликтуют очень сильно. Можно поставить на каждый диапазон свой рефлектор, не надо делать реактивный двухполюсник. Можно сделать рефлектор для 20м из труб, а остальные из проволоки, в виде оттяжек к основному. Кроме того, сделав трайбэндер, всегда хочется его заставить работать и на 17м и на 12м. С первой антенной это было бы сложно, так как, если даже удалось бы заставить каким-то образом работать на WARC излучающее ядро, директор на пять диапазонов без переключений вряд ли получится. С рефлектором другое дело - просто натянуть еще два рефлектора.

Еще ранее была найдена пара способов заставить активное ядро работать на WARC. Один был проверен на проволочном трайбэндере http://www.cqham.ru/ant74_57.htm , который в эксплуатации на RZ3TZZ. Надо в определенных местах собирающей линии параллельно ей подключить конденсаторы. На проволочном трайбэндере я просто прикреплял их "крокодилами". Нужно подключать два конденсатора для 17м и два для 12м, на основных диапазонах - отключать, так что нужны четыре реле.

Файл MMANA модели пятидиапазонной антенны называется NN-5. Параметры антенны на основных диапазонах не столь хороши, как у NN-3-8. Все параметры сведены в таблицу:

                                                      Усиление, дБд         F /B ,180/60, дБ         КСВ                          14,0                     5,24                     17,8                     1,78                        14,15                   5,25                      18,98                   1,23                        14,3                     5,33                     18,13                   1,64                          21,0                     5,64                     17,26                   1,31                                    21,2                     5,66                     19,66                   1,35                        21,4                     5,7                       17,55                   1,59                          28,0                     5,38                     22,59                   1,64                        28,3                     5,67                     28,66                   1,24                        28,6                     5,99                     21,51                   1,63                                             18,02                   5,53                     18,26                   1,1                        18,12                   5,49                     19,36                   1,24                        18,22                   5,45                     19,16                   1,4                          24,85                   5,73                     15,92                   1,51                        24,95                   5,77                     20,36                   1,11                        25,05                   5,77                     16,73                   1,67

Спрашивается, зачем нужна такая антенна, ведь есть же антенна UT1MA, BMA-5, тоже пять диапазонов, тоже четыре реле, тем более давно работает. Однако каждая антенна имеет свои достоинства и недостатки, в NN-5, например, напряжения на контактах разомкнутых реле невелики, так как собирающая линия стоит в низкоомной цепи. Кроме того, любая антенна увеличивает общий антенный "генофонд", помогая другим разработчикам.

Что касается меня лично, то я пока не собираюсь делать ни ту, ни другую, так как вполне счастлив с четырьмя проволочными трайбэндерами, направленными в четыре стороны света. Сейчас занимаюсь установкой на них диапазона 17м, делаю коробочки для реле и т.д. Однако, если придется, буду, конечно, делать свою антенну, NN-3 или NN-5, просто свою делать интересней.

Попутно хочу сообщить, что 5-го сентября исполнилось два года, как на RZ3TZZ успешно эксплуатируется антенна с переключаемой диаграммой на четыре направления на диапазон 40м, http://www.cqham.ru/ant_44_31.htm . Чтобы не ходить к статье, прилагаю файл модели антенны, 4D2Delta40m. Антенна хорошо пережила две зимы и несколько обледенений. Полотно антенны сделано из медного обмоточного провода диаметром 2мм марки ПЭТВ-2. Не вытянулось ни на миллиметр. Интересно то, что как-то я заметил, что КСВ антенны стало 4, F/B стало около 1 балла. Вышел на крышу, шел мокрый снег, который процентов на 50 облепил проволоку. Но зимой, когда проволока иногда покрывалась гораздо более толстым слоем льда, такого не было.

Думаю, дело в том, что когда провод покрыт льдом, у которого диэлектрическая постоянная около 3, расстройка гораздо меньше, чем при налипании мокрого снега - это все равно, что обложить провод ватой, пропитанной водой, а у воды диэлектрическая постоянная равна 80, поэтому и расстройка большая. К счастью, мокрый снег не может держаться долго, он или растает, или замерзнет. В любом случае ситуация улучшится. Так и получилось, через несколько часов параметры антенны восстановились. В этой же ситуации проявилось преимущество активного питания - несмотря на такую большую расстройку, антенна сохранила одностороннюю диаграмму и осталась работоспособной. Антенна с пассивным элементом в этом случае обычно приобретает диаграмму в виде восьмерки, если пассивный элемент рефлектор, или вообще инвертирует направление излучения, если это директор, который становится на время рефлектором.

Также до сих пор абсолютно нет никаких претензий к реле РЭВ-16, шесть штук, которые переключают направления, хотя они 100-ваттные, а работа ведется мощностью 600-800 Вт. Иногда случаются ошибки, и человек переключает направление во время передачи, но реле пока терпят.

Н.Смирнов, UA3TW

E-mail: [email protected]

Новости автомира
Не заводится Ниссан Альмера Классик, N16 и G15 на холодную, стартер крутит
1225 Просмотров Если ваш автомобиль Альмера N16 2016 года выпуска не заводится на холодную и на горячую, то причина может скрываться как в электрической цепи, так и в топливной системе. И причин может

Почему не заводится ваз 2106
Опубликовано: 02.11.2017 НЕ ЗАВОДИТСЯ МАШИНА ЧТО ДЕЛАТЬ сами с ключами Вообщем машинка постояла 2 дня. Прихожу - пробую завести, а не заводится. Посмотрел подумал. Посомтрел топливный фильтр - сухой.

Приора не заводится: причины и пути их устранения
Проблемы с запуском мотора автомобиля Лада Приора возникают в случае неисправности одного либо нескольких элементов системы зажигания машины. Повод для их появления – искра, необходимая для воспламенения

Плохо заводится на горячую карбюратор ВАЗ 2109
Плохой ГОРЯЧИЙ ЗАПУСК летом!!! А дело все в Бензине! ПЛАВАЮТ холостые обороты, ДОЛГО заводится --- ПОДКАПЫВАЕТ во вторую камеру! Скажи НЕТ парам бензина и ПЛОХОМУ ЗАПУСКУ в жару! Доработка крыши кастрюли!

Kia Spectra не заводится и стартер не крутит (Rio и Ceed): причины и решение проблемы
Стартер – один из важнейших узлов автомобиля. Благодаря ему осуществляется запуск двигателя . Поэтому для успешного запуска нужно следить за его исправностью. Если Киа Спектра не заводится, стартер

Киа Рио не заводится, причины и их устранение
Многим владельцам автомобилей известна эта ситуация, когда необходимо срочно выехать, а двигатель никак не хочет запускаться. Причем это может случиться не только в холодную пору года. От подобной проблемы

Ответы@Mail.Ru: ВАЗ-2109 Есть искра, и заливает свечи, но машина не заводится. В чем проблема??
Остальные ответы Алексадр Хохленко Ученик (233) плохо что карбюратор, свечи заливает большей обьём подачи бензина. смотри дросельную заслонку и винт холостого

ВАЗ-2107. Инжектор не заводится: возможные причины и способы решения
Несмотря на развитие автоиндустрии, классические модели ВАЗ до сих пор пользуются огромным спросом в странах СНГ. Последние модели «Классики», а именно ВАЗ-2107, оснащались инжекторной системой впуска.

Не заводиться!
Всем доброго дня!!! Может кто сталкивался с такой проблемой!? Honda HR-V 2000г. Была сырая погода, подъехал к дому заглушил, через

Не заводится машина: что делать, основные причины и пути их решения
Если с самого утра возникают какие-либо проблемы с машиной - весь день может быть испорчен. Особенно если она не заводится. К тому же из-за этого можно опоздать на важную встречу, работу, в аэропорт

Все новости
Новости партнеров
rss