Простой трансивер на диапазон 160 м.

Опубликовано: 05.09.2018

видео Простой трансивер на диапазон 160 м.

Есть ли жизнь на 160 метров? Осторожно нецензурщина.

Простой трансивер на диапазон 160 м.

Начинающий радиолюбитель, не имеющий опыта и желающий построить КВ трансивер своими руками, сталкивается с проблемой выбора простой и надёжной конструкции.


АМ передатчик на 160 метров. Мой путь в эфир.

Обычно это трансивер прямого преобразования Полякова, различные варианты «радио - 76» или трансивер Погосова [1]. Изобилие намоточных узлов на кольцевых и броневых ферритовых сердечниках часто становится непреодолимой преградой для начинающего. А сборка такого простого трансивера Погосова может превратиться в бесплодные поиски такого «раритета» как 6П15П. Это было проверено на собственном опыте. В конце концов, из десятка добытых ламп работоспособными оказались только две. С одной из них выходная мощность передатчика составила 0,8 ватта, со второй 1,5 ватта (измерялась ваттметром М3–3А).

Тогда появилась мысль попробовать собрать на базе трансивера Погосова полностью транзисторный вариант из пары старых транзисторных радиоприёмников и катушечного магнитофона. Детали, от которых нельзя отказаться для сохранения приемлемых параметров трансивера это ЭМФ и кварцевый резонатор на 500 кГц. В результате получилась очень простая конструкция. Все детали взяты из старой бытовой аппаратуры.

Трансивер, усилитель мощности и блок питания выполнены отдельными блоками. Блок питания любой конструкции способной обеспечить стабилизированное напряжение 24 вольта при силе тока 200 – 300 мА для питания трансивера и 24 – 28 вольт при силе тока не менее 3 А для питания усилителя мощности (для последнего можно не стабилизированный, но при этом мощность выходного каскада передатчика снизится на 30 – 40%). Ток покоя оконечного каскада усилителя мощности 100 – 200 мА подбирается резистором R7 в зависимости от применяемого транзистора.

Трансивер и усилитель мощности удобно смонтировать в корпусах старых авто-магнитол или радиоприёмников.

Плата усилителя мощности монтируется на радиатор, к которому непосредственно крепится VT2 и через изолирующую прокладку VT3. Детали на плату монтируются со стороны проводников. Катушка L1 – усилителя мощности наматывается на текстолитовом или керамическом каркасе диаметром 16 мм. проводом ПЭВ – 2 0,45 мм.

Для изготовления ВЧ трансформатора ТР1 используется ферритовые цилиндры от контуров ПЧ транзисторных радиоприёмников. В качестве вторичной обмотки используются отрезки латунной трубки наружным диаметром 6,9…7,1 мм. (колено от телескопической антенны радиоприемника). Первичная обмотка трансформатора содержит 3 витка провода МГТФ 0,6 мм. (смотреть чертёж). Др1 наматывается на аналогичном ферритовом цилиндре и содержит 15 витков провода ПЭВ – 2 0,8 мм.

В качестве контура ГПД (L1)используется контур гетеродина радиоприёмника («ВЭФ», «Океан» и т. п.) средневолнового диапазона, перестроенный на частоту любительского диапазона (1330 – 1500 кГц или 2330 – 2500) в зависимости от применяемого ЭМФ.

L2 – контур ПЧ от любого транзисторного радиоприёмника (отечественного с ПЧ 465 кГц или некоторых импортных с ПЧ 495 кГц) перестраиваемого в пределы 500 – 503 кГц. Для этого достаточно заменить ферритовый сердечник контура сердечником из контуров КВ диапазонов или смотать часть витков обмотки.

Катушки полосового фильтра L3 и L4 наматываются на секционированных каркасах от контуров ПЧ транзисторных радиоприёмников ("Океан", "ВЭФ", "Верас", и т.п.) и содержат по 50 витков провода ПЭВ 0,25 мм. Отвод от 10-го витка "снизу".

Детали и возможные замены:

    в трансивере VT1, VT5, VT8, VT9, VT10, VT11 – КТ315; VT2, VT3 – КТ361; VT4, VT13 – КП303 ,КП307; VT6, VT12 – КТ608, КТ603, КТ646 с любыми буквенными индексами; VT7 – КТ3102А, Б, В, КТ315В, Г. VD1 – Д818Г, Д, Е; Резисторы R32, R24 – 0.5 Вт, остальные 0,125 Вт; конденсатор С28 любого типа. В ГПД желательно применять конденсаторы с минимальным ТКЕ, остальные любых типов.

     в усилителе мощности VT1 – КТ603, КТ608, КТ646 с любыми буквенными индексами; VT2 – КТ904Б, КТ606А, Б, КТ801А, Б (на изолированном радиаторе). Резисторы: R6 – 2 Вт, R7 – 0,5 Вт, остальные 0,25 Вт. Конденсаторы: С9 любого типа с воздушным диэлектриком (например от радиоприёмников «ВЭФ», «Альпинист» и т. п.); С4, С7 – МБМ на напряжение не менее 160 вольт; С3, С5 – КМ любой группы по ТКЕ; С8, С10 – КСО – 1; С6 на напряжение не менее 63 вольт; остальные любых типов.

     Реле РЭС 22, РЭС 32 на рабочее напряжение 24 вольта.

Технические характеристики трансивера практически не отличается от описанных в [1].

Трансивер эксплуатируется уже более двух лет, как в стационарных, так и в полевых условиях. За это время проведено более 2500 QSO. все корреспонденты отмечают высокое качество сигнала.

Литература:

Погосов. А. – Простой трансивер на 160-метровый диапазон. – В помощь радиолюбителю. Выпуск 99. Издательство ДОСААФ СССР. 1987г. Сушков. В. – Трёхдиапазонный трансивер. – Радио 1992г. № 6 с. 9-11. Радио 1992г. № с. 8-11. Темерев. А. – Трансивер «Аматор-160». – Радио 2001г. № 9 с. 58-61. Андрющенко. Б. – Широкополосный усилитель мощности. – Радио 1984г. № 12. с. 18-19.

Гербутов. А. (RZ6APH). Гербутов. В. (RK6AQP)

г. Ейск. E – mail: [email protected]

19.02.2006. Дополнения и ответы на вопросы читателей от авторов RK6AQP и RZ6APH.

Внимательно прочли отзывы о нашей публикации и приносим свои извинения за неполные данные катушки L1 П - контура. Она содержит 28 витков ПЭВ-2 0,45 мм. на каркасе диаметром 16 мм. без сердечника.

Теперь постараемся ответить на вопросы.

Весьма спорно, что новый ЭМФ, параметры которого начинающий радиолюбитель вряд ли сможет протестировать, окажется работоспособнее ЭМФ купленного на радио - рынке. Наверняка он выпаян из промышленной связной аппаратуры надёжно отработавшей не один год. Во всех собранных по этой схеме трансиверах использовались именно такие старые фильтры различных типов и конструкции.

Даём намоточные данные, которые всё же придется корректировать опытным путём (L1 ГПД) в зависимости от применяемого ЭМФ на верхнюю или нижнюю боковую полосу.

L1 (ГПД) - 4 секции по 20 витков ПЭВ диаметром 0,12 мм. сердечник Ф600. L2 (УПЧ) - 3 секции по 60 витков ПЭВ диаметром 0,1 мм. сердечник Ф600. Данные катушек полосового фильтра взяты из описания трансивера "Альбатрос 3" (автор В. Сушков. Журнал "Радио" № 7 1992 год) и никаких отличий от авторского варианта не имеют ни по конструкции, ни по настройке.

Не в одном из изготовленных трансиверов не возникало проблем с самовозбуждением каких либо каскадов.

В трансивере можно использовать реле любых типов. В У.М. контакты реле К2.2, К2.3, К2.4 должны выдерживать суммарный ток не менее 3 А.

Можно использовать и реверсивный каскад на полевом транзисторе, но в данной конструкции VT7 работает только при передаче. Использование УВЧ при приёме неизбежно ведет к необходимости включения на входе дополнительного полосового фильтра и введения АРУ из за резкого увеличения чувствительности. Все это сводит на нет простоту конструкции.

Желающие поэкспериментировать со схемой могут ввести дополнительный УПЧ, простейший аттенюатор, S - метр и т. д. К схеме дополнительного УПЧ можно подключить цепь АРУ из той же конструкции Погосова без каких либо изменений.

Несколько слов о выходном каскаде. Транзистор КТ803 чаще встречается в бытовой аппаратуре (катушечный магнитофон "Сатурн 201", усилитель "Одиссей 001" и т. п.). Кроме того, применение среднечастотного транзистора исключает самовозбуждение на высоких частотах. КТ803 (fгр=20 МГц) в диапазоне 160 М работает лучше и надёжнее чем КТ903. В зависимости от желания и возможностей можно применять практически любые транзисторы, подходящие по частотным и мощностным характеристикам, с соответствующей коррекцией режима работы. Мы испытывали: КТ903А, КТ907А, КТ907Б, КТ9116Б, КТ922В, КТ926А, КТ930А, КТ931А, а также низковольтный КТ920В. Но повторимся, это уже нельзя будет назвать простым и недорогим трансивером начинающего радиолюбителя. Мы не претендуем на изобретение какой то универсальной супер - конструкции. Простой аппарат для первых QSO и ничего больше. Есть множество разработок сложнее и с более высокими параметрами.

   

В заключение о питании. Перевести на 12 вольт трансивер можно, но в стационарных условиях работы напряжение питания не имеет значения, а в полевых условиях нет смысла использовать 12 вольт для питания трансивера, когда на У.М. всё равно нужно подавать не менее 24 вольт при использовании в нём не дефицитных высоковольтных транзисторов (КТ803, КТ903) для получения Рвых =10 Вт.

Новости автомира
Не заводится Ниссан Альмера Классик, N16 и G15 на холодную, стартер крутит
1225 Просмотров Если ваш автомобиль Альмера N16 2016 года выпуска не заводится на холодную и на горячую, то причина может скрываться как в электрической цепи, так и в топливной системе. И причин может

Почему не заводится ваз 2106
Опубликовано: 02.11.2017 НЕ ЗАВОДИТСЯ МАШИНА ЧТО ДЕЛАТЬ сами с ключами Вообщем машинка постояла 2 дня. Прихожу - пробую завести, а не заводится. Посмотрел подумал. Посомтрел топливный фильтр - сухой.

Приора не заводится: причины и пути их устранения
Проблемы с запуском мотора автомобиля Лада Приора возникают в случае неисправности одного либо нескольких элементов системы зажигания машины. Повод для их появления – искра, необходимая для воспламенения

Плохо заводится на горячую карбюратор ВАЗ 2109
Плохой ГОРЯЧИЙ ЗАПУСК летом!!! А дело все в Бензине! ПЛАВАЮТ холостые обороты, ДОЛГО заводится --- ПОДКАПЫВАЕТ во вторую камеру! Скажи НЕТ парам бензина и ПЛОХОМУ ЗАПУСКУ в жару! Доработка крыши кастрюли!

Kia Spectra не заводится и стартер не крутит (Rio и Ceed): причины и решение проблемы
Стартер – один из важнейших узлов автомобиля. Благодаря ему осуществляется запуск двигателя . Поэтому для успешного запуска нужно следить за его исправностью. Если Киа Спектра не заводится, стартер

Киа Рио не заводится, причины и их устранение
Многим владельцам автомобилей известна эта ситуация, когда необходимо срочно выехать, а двигатель никак не хочет запускаться. Причем это может случиться не только в холодную пору года. От подобной проблемы

Ответы@Mail.Ru: ВАЗ-2109 Есть искра, и заливает свечи, но машина не заводится. В чем проблема??
Остальные ответы Алексадр Хохленко Ученик (233) плохо что карбюратор, свечи заливает большей обьём подачи бензина. смотри дросельную заслонку и винт холостого

ВАЗ-2107. Инжектор не заводится: возможные причины и способы решения
Несмотря на развитие автоиндустрии, классические модели ВАЗ до сих пор пользуются огромным спросом в странах СНГ. Последние модели «Классики», а именно ВАЗ-2107, оснащались инжекторной системой впуска.

Не заводиться!
Всем доброго дня!!! Может кто сталкивался с такой проблемой!? Honda HR-V 2000г. Была сырая погода, подъехал к дому заглушил, через

Не заводится машина: что делать, основные причины и пути их решения
Если с самого утра возникают какие-либо проблемы с машиной - весь день может быть испорчен. Особенно если она не заводится. К тому же из-за этого можно опоздать на важную встречу, работу, в аэропорт

Все новости
Новости партнеров
rss