Как устранить стук в рулевой рейке
Опубликовано: 27.08.2018
1 Признаки неисправности механизма
Основной элемент механизма реечного управления – зубчатая рейка, которая перемещает ведущую шестерню рулевого колеса. Такой узел присутствует практически в любой машине иностранного производства последних лет разработки: от Форд Фокус 2 до Рено Логан. Обращаются за помощью из-за посторонних звуков в рейке и владельцы ВАЗ Гранта, нередко гремит рулевой узел в Калине. Признаки неисправности обнаруживаются сразу – водитель начинает слышать довольно громкие посторонние звуки в нижней области руля.
2 Причины появления посторонних звуков
Одна из основных причин появления в рулевой рейке посторонних звуков – неправильная работа зубцов: вследствие образовавшегося чрезмерного люфта они некорректно зацепляются друг за друга. В этом случае стук значительно усиливается при движении по неровной дороге.
как устранить стук в рулевой рейке ВАЗ 2109
Почему образуется люфт? Объяснение простое: не всякий автомобиль иностранного производства, особенно оснащенный ЭУР – электроусилителем руля – адаптирован к условиям эксплуатации на отечественных дорогах. Плохое качество дорожного полотна приводит к быстрому износу всех механизмов транспортного средства, и первой изнашивается именно рулевая тяга.
Даже если импортная машина адаптирована к местным условиям езды, небрежное ее использование (движение на высоких скоростях по рытвинам и ямам) обязательно приведет к тому же результату. Это же относится и к отечественным автомобилям.
Столь же часто посторонний стук появляется из-за износа или выхода из строя защитных резиновых чехлов. Они в этом случае перестают защищать механизм от грязи и пыли, повреждающих опоры скольжения и саму рейку.
Третьей популярной причиной возникновения дефекта является механическое повреждение самой рейки в ее центральной части из-за «усталости» металла, вследствие удара или как результат агрессивного вождения.
Руль стучит и из-за плохой затяжки своих крепежных соединений (эту проблему можно устранить подтяжкой всех болтов и гаек), а также из-за износа пластмассовой опорной втулки на одной из сторон рейки.
3 Как не допустить появления дефекта?
Минимизировать риск возникновения этого дефекта поможет выполнение следующих простых правил:
никогда не тормозить излишне резко (кроме нештатных ситуаций для избегания аварий); не ускоряться перед препятствием на дороге и сразу после преодоления их во избежание удара о поверхность дорожного полотна; во время парковки не врезаться колесами в бордюр, ведь удар по колесу в таком положении передается точно на рулевой узел; регулярно проверять состояние защитных чехлов, заменять их при повреждении с одновременным осмотром и диагностикой состояния рулевой рейки.4 Если стук уже появился
Выходом из этой неприятной ситуации станет основательный ремонт рулевого механизма или полный рестайлинг – замена узла на новый. Нередко автовладельцы пытаются убрать стук рейки своими руками – они подтягивают регулировочный винт. Однако в этом случае существует опасность, что рейка излишне зажмется, в результате чего управляемость автомобиля значительно ухудшится, последствия могут быть печальными для водителя и его пассажиров.
Определить состояние механизма можно, проведя самостоятельную диагностику. Машина с выключенным двигателем располагается на смотровой яме, подъемнике или эстакаде. Требуется поочередно проворачивать рулевое колесо до упора в одну и в другую сторону, оценивая на слух и визуально положение всех креплений узла.
Также проверяется наличие в шарнирах рулевых тяг зазоров, определяются точки заедания и появления стука рулевой рейки. Затем операцию нужно повторить при отсоединенных поперечных тягах и поворотных рычагах, и если посторонние звуки не прекращаются, деталь нуждается в ремонте и замене.