Газораспределительный механизм ЛуАЗ
Опубликовано: 27.08.2018
Механизм газораспределения верхнеклапанный, приводится в действие от распределительного вала при помощи толкателей, штанг и коромысел.
Распределительный вал - трехопорный , стальной, с цементированными и закаленными кулачками и шейками, на продолжении третьей опорной шейки выполнена винтовая шестерня для привода распределителя зажигания и масляного насоса. От осевого перемещения распределительный вал фиксируется упорным фланцем, осевое перемещение распределительного вала должно быть 0,1... 0,33 mm .
замена ремня грм 1.6 турбодизель гольф 2
Вал распределительный в сборе:
/ — втулка балансирного вала; 2 — вал распределительный; 3 — втулка противовеса.
Диаметральные зазоры в подшипниках распределительного вала в новом двигателе: заднего (со стороны маховика)—0,060...0,111, mm , среднего — 0,070...0,118 mm , переднего — 0.040...0.088 mm .
как поменять ремень грм без меток фиат альбеа 1,4 #1
Установочные метки О на распределительных шестернях
Шестерня 2 распределительного вала текстолитовая, с чугунной ступицей, крепится на переднем конце вала на шпонке 5 и фиксируется гайкой 39 с торцевым шлицом, являющейся одновременно
эксцентриковым кулачком привода топливного насоса. Кулачок фиксируется пружинной шайбой 40.
Для правильной установки фаз газораспределения на шестернях нанесены метки О , которые при сборке должны быть совмещены. При необходимости проверка фаз газораспределения (рис. 15) производится на собранном непрогретом двигателе при температуре 15...25°С и зазорах в клапанном механизме 0,45 mm .
Диаграмма фаз газораспределения: Л —в пускной клапан; В — выпускной клапан; ВМТ — верхняя мертвая точка; НМТ — нижняя мертвая точка
Привод распределительного вала, балансирного механизма и задний коренной подшипник:
1 — картер двигателя; 2 — шестерня ведомая привода распределительного вала; 3 — масляный радиатор; 4 — уплотнитель масляного радиатора; 5 —шпонка; 6 — фланец упорный; 7 — вал балансирный; 8 — упорная пружина; 9, 50 — передняя и задняя шейки распределительного вала; 10 — опора переднего подшипника; 11 —подшипник; 12 — шайба; 13 — коленчатый вал; 14 — шпонка; 15 — задний коренной подшипник; /6—стопор; /7 — шайба стопорная болта; 18 — болт; 19 — прокладка; 20 — шестерня ведущая привода распределительного вала; 21 — шестерня ведущая привода балансирного вала; 22 — крышка распределительных шестерен; 23 — маслоотражатель; 24 — прокладка; 25 — болт крепления корпуса центробежного маслоочистителя ; 26 — храповик; 27 — шайба уплотнптельная ; 28 — маслоотражатель; 29 — сальник коленчатого вала передний; 30 — болт; 31 — крышка центробежного маслоочистителя ; 32 — корпус маслоочистителя ; 33 — подшипник балансирного вала; 34 — шайба упорная; 35 — шпонка; 36 — маслоотражатель; 37 — ведомая шестерня балансирного вала; 38 — втулка; 39 — гайка с торцевым шлицем, являющаяся эксцентриковым кулачком топливного насоса; 40 — шайба стопорная; 41 — штуцер-жиклер; 42 — крышка; 43 — винт крепления крышки; 44 — втулка подшипника балансира; 45 — шпонка; 46 — шайба стопорная; 47 — болт; 48 — шайба; 49 — балансир; 51 — сальник коленчатого вала задний; 52 — маховик; 53 — шайба стопорная болта маховика; 54 — болт крепления маховика; 55 — подшипник ведущего вала коробки передач; 56 — штифт; 57 — маслоотражатель заднего сальника коленчатого вала.
Балансирный механизм. Для уравновешивания момента инерции V -образного четырехцилиндрового двигателя имеется балансирный механизм и уравновешивающая масса на противовесах коленчатого вала.
Механизм балансирный в сборе:
/ — шестерня балансирного вала; 2 — вал балансирный; 3 — балансир; 4 — шпонка сегментная; 5 — шайба балансирного вала; 6 —шайба стопорная; 7 — болт
Вал балансирного механизма расположен внутри распределительного вала и вращается в запрессованных с торцов распределительного вала втулках 38 и 44 и шариковом подшипнике 33, расположенном в крышке распределительных шестерен.
На концах балансирного вала на шпонках с одной стороны установлена ведомая шестерня 1 с противовесом, на другом—балансир 3.
Привод балансирного механизма осуществляется от коленчатого вала парой косозубых шестерен 21 и 37 с передаточным отношением 1:1.
Осевое перемещение балансирного механизма ограничивается упорной пружиной 8.
Диаметральные зазоры между шейками балансирного вала и подшипниками на новом двигателе: 0,070...0,113 mm для задней шейки (со стороны маховика) и 0,040...0,071 mm для передней шейки. При установке балансирного механизма нужно совместить метки 0 , нанесенные на шестернях балансирного механизма.
Толкатели плунжерного типа, стальные, с торцами, наплавленными специальным составом высокой твердости. Толкатели выпускных клапанов 1 и 3 цилиндров(первая пара со стороны вентилятора) — имеют четыре отверстия на цилиндрической поверхности: одно вверху — для извлечения толкателя; второе в проточке А —для подвода масла через штангу, регулировочный винт и коромысло в валик коромысел; и два внизу — для слива масла, стекающего по кожухам и штангам толкателей из сферических сопряжений верхних наконечников штанг с регулировочными винтами.
Вставка 7 этих толкателей имеет центральное и боковое отверстия. Остальные толкатели не имеют вставок и проточек по наружному диаметру.
Диаметральный зазор между толкателями и направляющими толкателей 0,025...0,063 mm .
Толкатели смазываются под давлением по каналам В картера.
При монтаже следует обратить внимание на наличие проточки и отверстия в ней у толкателей выпускных клапанов 1 и 3 цилиндров.
Толкатели:
а — слив масла через толкатели; б — подвод масла через толкатели выпускных клапанов 1 и 3 цилиндров: / — толкатель выпускного клапана 1 и 3 цилиндров; 2 — штанга толкателя; 3 — уплотнитель кожуха штанги; 4 — шайба; 5 —пружина; 6 — толкатель; 7 — вставка толкателя выпускного клапана; 8 — штанга толкателя выпускного клапана 1 и 3 цилиндров; А— пр оточка в толкателе выпускного клапана; В — канал в картере.
Штанги толкателей — дюралюминиевые трубки с напрессованными стальными наконечниками.
В наконечниках имеются отверстия для прохода смазки.
Штанги толкателя выпускных клапанов 1 и 3 цилиндров — короткие (длиной 209,1...210,4 mm ). При монтаже их нельзя путать с другими штангами. Длина остальных шести штанг 224,1...225,4 mm . Длина штанг измеряется от сферы впадины верхнего наконечника до сферы выступа нижнего наконечника.
Валик коромысел стальной, полый, с проточками по наружному диаметру и отверстием, сообщающим масляный канал коромысла с внутренней полостью валика коромысел.
Валик коромысел клапанов в сборе:
1 — валик коромысел; 2 — коромысло левое; 3 — втулка; 4 — пружина
распорная; 5 — винт регулировочный; 6 — гайка; 7 — шплинт; 8 —
шайба; 9 — коромысло правое; 10 — втулка распорная.
Коромысла клапанов 2 и 9 стальные, литые, со смазочным каналом, сообщающим канал регулировочного винта 5 с кольцевым каналом.
Клапаны подвесные. Диаметр головки впускного клапана 7 34 mm , а выпускного клапана 6 — 32 mm ; угол наклона рабочей фаски клапанов 45°.
/ — наконечник выпускного клапана; 2 — тарелка пружин клапана,
3 — пружина клапана малая; 4 — сухарь клапана; 5 —пружина
клапана большая ; 6 — клапан выпускной; 7 — клапан впускной.
Рабочая фаска выпускного клапана имеет специальную наплавку. Выпускные клапаны изготовлены из некалящейся жаропрочной стали, для уменьшения износа их торцов на стержни сверху одеваются наконечники / высокой твердости. Каждый клапан имеет подве пружины—малую 3 и большую 5.
Диаметральные зазоры между стержне^ клапана и направляющей при сборке в новом двигателе: для впускных — 0,025...0,065 mm , выпускных — 0,055 ... 0,095 mm . Ширина притертой фаски клапана и седла 1,4 ... 2,0 mm для впускных и выпускных клапанов, ее расположение равномерно по всей поверхности.
Проверка и регулировка зазоров в механизме привода клапанов производится на холодном двигателе, когда толкатели клапанов находятся в нижнем положении (клапаны закрыты).
Кривошипно-шатунный механизм
Продольный и поперечный разрезы двигателя приведены в разделе двигатель.
Картер туннельного типа, отлитый из магниевого сплава МЛ-5;
Картер коленчатого вала в сборе:
1- картер, 2 - заглушка, 3 - передняя, средняя и задняя опоры распределительного вала; 4 - шпилька крепления масляного радиатора; 5-прокладка, 6 - штуцер подводящий; 7 - шпилька крепления картера сцепления; 8 - расточки под цилиндры; 9 - вкладыш; 10 - стопор подшипника, 11-отгибная шайба, 12 - болт; 13 - шпилька крепления масляного насоса; 14 - канал подвода масла к центробежному маслоочистителю , 15- канал подвода масла к коренным подшипникам; 16 - шпилька крепления головок цилиндров; 11-штуцер отводящий .
сплошные боковые стенки вместе с передней, задней и внутренней поперечной перегородками придают картеру необходимую жесткость. В задней стенке картера имеются расточки для установки привода распределителя зажигания и масляного насоса, которые приводятся от шестерни, расположенной на распределительном валу двигателя (передаточное отношение 1:1).
С левой стороны картера находится два продольных канала. Канал 14 для отвода масла от масляного насоса к центробежному маслоочистителю и канал 15 для подвода масла к подшипникам коленчатого вала. В верхней части картера расточены четыре отверстия 8, расположенные попарно под углом 90°, в которые устанавливаются цилиндры. Цилиндры и их головки крепятся шпильками 16, ввернутыми в картер.
Опора среднего коренного подшипника коленчатого вала разъемная, из двух половин, крепится к картеру двумя вертикально расположенными болтами 4 . Передний и задний коренные подшипники коленчатого вала неразъемные. Задний коренной подшипник 15 запрессован непосредственно в стенку картера и фиксируется стопором, а передний И —в переднюю опору 10 и фиксируется штифтом. Коренные подшипники коленчатого вала изготовлены из специального алюминиевого сплава. Выше расточек под коренные подшипники в средней, передней и задней стенках картера расточены опоры 3 под распределительный вал.
В восьми расточенных приливах картера установлены толкатели.
Опора среднего коренного подшипника (вид со стороны носка коленчатого вала):
/ - болт стяжной; 2 — шайба; 3 — опора верхняя; 4 — болт крепления средней опоры;.. 5 — опора нижняя;
6 – шти фт вкл адыша; 7 — вкладыш; 8 — канал подвода смазки к подшипнику; 9 — коленчатый вал; 10 — штифт опоры
Коленчатый вал трехопорный , литой из высокопрочного чугуна.
Диаметр коренных шеек (55—0,02) mm , кривошипа 33 mm .
Диаметральные зазоры между коренными шейками и вкладышами в новом двигателе: задняя (со стороны маховика) — 0,085 . . . 0,125 mm ; средняя — 0,050...0,100 mm ; передняя— 0,070...0,110 mm , a между шатунными шейками и вкладышами шатуна—0,026...0,071 mm .
Коленчатый вал сбалансирован вместе с маховиком, механизмом сцепления и корпусом центробежного маслоочистителя . Допустимый дисбаланс не должен превышать 15 gf - crn .
При динамической балансировке на шатунные шейки устанавливаются разъемные, круглого сечения, противовесы массой (810±1) g каждый.
Противовесы статически балансируются до безразличного положения.
После динамической балансировки на маховике и кожухе сцепления наносятся метки В их взаимного расположения. При сборке эти метки необходимо совмещать.
Разъемный подшипник средней коренной шейки вместе со средней опорой монтируется на коленчатый вал до постановки в картер.
Передняя и задняя шейки коленчатого вала уплотнены маслоотражателями 23 и резиновыми самоподжимными сальниками 29 и 51. Передний и задний сальники невзаимозаменяемы . Задний сальник 51 на рабочей кромке имеет левую маслосгонную резьбу, и на нем нанесена стрелка, указывающая направление вращения вала.
На заднем торце коленчатого вала на четырех штифтах 2 (рис. 10), один из которых смещен, установлен маховик 5.
Привод распределительного вала, балансирного механизма и задний коренной подшипник:
1 — картер двигателя; 2 — шестерня ведомая привода распределительного вала; 3 — масляный радиатор; 4 — уплотнитель масляного радиатора; 5 —шпонка; 6 — фланец упорный; 7 — вал балансирный; 8 — упорная пружина; 9, 50 — передняя и задняя шейки распределительного вала; 10 — опора переднего подшипника; 11 —подшипник; 12 — шайба; 13 — коленчатый вал; 14 — шпонка; 15 — задний коренной подшипник; /6—стопор; /7 — шайба стопорная болта; 18 — болт; 19 — прокладка; 20 — шестерня ведущая привода распределительного вала; 21 — шестерня ведущая привода балансирного вала; 22 — крышка распределительных шестерен; 23 — маслоотражатель; 24 — прокладка; 25 — болт крепления корпуса центробежного маслоочистителя ; 26 — храповик; 27 — шайба уплотнптельная ; 28 — маслоотражатель; 29 — сальник коленчатого вала передний; 30 — болт; 31 — крышка центробежного маслоочистителя ; 32 — корпус маслоочистителя ; 33 — подшипник балансирного вала; 34 — шайба упорная; 35 — шпонка; 36 — маслоотражатель; 37 — ведомая шестерня балансирного вала; 38 — втулка; 39 — гайка с торцевым шлицем, являющаяся эксцентриковым кулачком топливного насоса; 40 — шайба стопорная; 41 — штуцер-жиклер; 42 — крышка; 43 — винт крепления крышки; 44 — втулка подшипника балансира; 45 — шпонка; 46 — шайба стопорная; 47 — болт; 48 — шайба; 49 — балансир; 51 — сальник коленчатого вала задний; 52 — маховик; 53 — шайба стопорная болта маховика; 54 — болт крепления маховика; 55 — подшипник ведущего вала коробки передач; 56 — штифт; 57 — маслоотражатель заднего сальника коленчатого вала.
Маховик отлит из серого чугуна. На обод маховика напрессован (с нагревом) стальной зубчатый венец, служащий для пуска двигателя стартером. Между маховиком и торцом вала установлена уплотнительная прокладка 15. Маховик крепится к валу болтом 4 и стопорится шайбой 3. Болт имеет расточку, в которой установлен подшипник ведущего вала коробки передач. Болт маховика 4 затягивается динамометрическим ключом (момент затяжки 28...32 kgf - m ). Биение наружного торца маховика на максимальном диаметре допускается не более 0,40 mm .
На переднем конце коленчатого вала установлены на сегментных шпонках 10: опорная шайба 7, шестерни привода распределительного 8 и ба-лансирного 9 валов, корпус центробежного масло-очистителя 11. Все эти детали затягиваются пустотелым болтом 14 (момент затяжки 10...12,5 kgf - m ).
Осевое перемещение коленчатого вала на новом двигателе 0,06...0,27 mm обеспечивается длиной подшипника 11 и длиной передней коренной шейки. Осевое перемещение ограничивается шлифованным буртиком щеки с одной стороны и упорной шайбой 12 коленчатого вала с другой (при установленном и закрепленном наборе, как указано выше).
Поршни изготовлены из жаропрочного алюминиевого сплава, луженые, имеют плоскую форму днища. На головке поршня проточены три канавки под поршневые кольца: две верхних — под компрессионные, нижняя — для маслосъемного кольца.
Юбка поршня имеет форму эллипсного конуса, большее основание которого расположено у нижнего края юбки, а наибольшая ось эллипса лежит в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца.
Для обеспечения монтажного зазора между поршнем и цилиндром 0,05...0,07 mm поршни подбираются по цилиндрам согласно их размерных групп.
Литера группы, определяющая номинальный диаметр и действительный размер ремонтного увеличения, а также стрелка (для правильного расположения смещения оси пальца при монтаже), наносятся на наружной поверхности днища поршня. Направление стрелки при монтаже на всех поршнях должно быть в сторону шестерен газораспределения. По диаметру отверстия под палец поршни сортируются на четыре группы, обозначенные краской на бобышке отверстия под палец.
Поршневые пальцы плавающие, стальные, закаленные и полированные. Длина пальца 65,6 mm , диаметр — 22 mm . От осевого перемещения пальцы фиксируются пружинными стопорными кольцами.
Пальцы изготавливаются с высокой точностью и подбираются к поршням и шатунам с сортировкой на четыре группы по наружному диаметру.
Расположение поршневых колец на поршне:
а — зона, где не следует располагать замки всех колец; / — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — верхний диск ыаслосъемного кольца; 4 — осевой расширитель; 5 —радиальный расширитель; 6 — нижний диск масло-съемного кольца; 1,11 — расположение замков компрессионных колец; ///, VI — дисков маслосъемного кольца; IV , V — расширителей маслосъемного кольца.
Обозначение размерной группы наносится на внутренней поверхности поршневого пальца. При сборке палец, поршень и шатун комплектуются из деталей только одной размерной группы, этим обеспечивается натяг. между пальцами и поршнем О... 0,005 mm и зазор между пальцем и шатуном 0,002...0,007 mm (при температуре 20 °С).
Во избежание задиров на сопрягаемых поверхностях палец следует вставлять в нагретый до температуры 50...75°С поршень.
Поршневые кольца — два компрессионных из специального чугуна и одно маслосъемное. Верхнее компрессионное кольцо 1 хромированное, с притуплёнными кромками по наружному диаметру, нижнее 2 — фосфатированное с острыми кромками по наружному диаметру. На его наружной поверхности выполнена прямоугольная фаска. При постановке на поршень кольцо устанавливается фаской вниз.
Маслосъемное кольцо стальное, состоящее из четырех элементов, двух стальных дисков З яб, осевого 4 и радиального 5 расширителей.
Монтажный зазор в замке колец, сжатых в цилиндре, должен быть 0,25...0,55 mm для компрессионных и 0,9...1,5 mm для дисков маслосъемных колец. Установка и расположение колец и их замков показана на рис. 11.
Шатуны стальные, кованные, двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрес сована бронзовая втулка. По диаметру втулки шатун маркируется у головки цветом. Подбор пальца к верхней головке шатуна производится в соответствии с цветовой маркировкой на шатуне. Допускается подбор пальцев к шатуну из смежных групп. Операция должна выполняться при температуре 15...25°С , при этом смазанный маслом палец должен проталкиваться легким усилием руки.
Нижняя головка шатуна разъемная, с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами. Крышка нижней головки шатуна не взаимозаменяема. При сборке крышки со стержнем шатуна цифры (указывающие номер цилиндра) у разъема нижней головки должны располагаться с одной стороны. Гайки 2 шатунных болтов затягиваются (момент 5,0...5,6 kgf - m ) и фиксируются стопорными гайками 3 (поворотом их на 1,5...2 грани после сопри- j косновения с основными).
На стержне шатуна нанесен номер детали. При установке на двигатель шатун должен быть обращен номером в сторону вентилятора. Разница в массе шатунов, установленных на двигатель, не должна превышать 12 g .
Вкладыши шатунов изготовлены с большой точностью, взаимозаменяемы. При ремонте двигателя их меняют без каких-либо подгоночных операций и только попарно. Запрещается спиливать или пришабривать стыки вкладышей или крышек подшипников, а также устанавливать прокладки между вкладышем и его постелью. В запасные части поставляются вкладыши номинального и двух ремонтных размеров, уменьшенных на 0,25 и 0,5 mm .
Ремонтные вкладыши необходимо устанавливать только после перешлифовки шатунных шеек коленчатого вала.
Шатун в сборе:
а — стык втулки верхней головки шатуна; б — место цветового индекса размерной группы верхней головки шатуна; / — болт крепления крышки шатуна; 2 — гайка болта крышки шатуна; 3 — гайка стопорная; В — номер цилиндра