Главная Новости

Автомобильные шины: эксплуатация и уход

Опубликовано: 02.09.2018

видео Автомобильные шины: эксплуатация и уход

Чернение резины. Уход за шинами. Какое средство лучше работает? Сравнительный тест.

На «холодных» шинах


Как правильно хранить шины? Консервация резины для хранения. How correctly to store tires?

Давно уже канули в прошлое времена, когда шины изнашивались после пробега 20 – 30 тысяч километров. Современные легковые шины, в том числе изготовленные в России, способны пройти до полного износа 90 – 100 тыс. км, а то и больше. Многое зависит от отношения к ним хозяина автомобиля.


Как остановить старение резины шины

Чтобы шины прожили долго, нужно периодически контролировать их состояние и производить перестановку. Контроль сводится к проверке давления и внешнему осмотру шины.

Рекомендуется проверять давление в шинах не реже чем раз в неделю. Стоит проверять и чаще, если у вас появились сомнения. Контролировать давление нужно на «холодных» шинах перед началом движения. Уже после небольшого пробега внутреннее давление в шине повышается из-за нагрева. Измерение после пробега даст неверный результат.

Но учтите: если ваш автомобиль хранится на улице, проверять давление нужно до того, как шины нагреются на солнце. Прямые солнечные лучи способны поднять давление на 0,3 – 0,5 атм!

Износ и безопасность

Пониженное давление приводит к увеличению износа и может вызвать разрушение шины. Кроме того, при пониженном давлении ухудшаются сцепные свойства шины, значит, снижаются показатели управляемости.

Казалось бы, снижение давления должно привести к увеличению пятна контакта и улучшению сцепления с дорогой. На самом деле этого не происходит. Размеры пятна контакта действительно увеличиваются, но меняется распределение нагрузки на дорогу. Удельное давление в плечевой зоне (по краям протектора) увеличивается, а в центре протектора уменьшается почти до нуля.

Средняя часть протектора прогибается внутрь, хотя и не отрывается от поверхности дороги. Реальное сцепление с дорогой обеспечивают только крайние дорожки. Естественно, при этом сцепление шины с твердой дорожной поверхностью ухудшается.

Меняется и поведение шины в повороте. «Недокачанная» шина на поворотах складывается, в контакте с дорогой остается только крайняя дорожка и часть боковины. Сцепление с дорогой становится еще меньше. Шина может сложиться настолько, что край обода достанет до дороги! А это уже аварийная ситуация – упор обода в дорогу на скоростном повороте чаще всего заканчивается опрокидыванием.

Выигрыш от пониженного давления можно получить только на сыпучем песке или мягком грунте. Там края шины продавливают грунт, и она прилегает к почве всей поверхностью. Поэтому и рекомендуется снижать давление в шинах для увеличения опорной проходимости на мягких грунтах.

Естественно, у шины с низким давлением на твердой дороге начинается повышенный износ крайних дорожек, тогда как центр протектора практически не изнашивается. Но это еще не все. Плечевая зона всегда несет наибольшую нагрузку и нагревается больше, чем остальная поверхность протектора.

Пониженное давление при длительном движении с высокой скоростью, особенно в условиях летней жары, может привести к перегреву плечевой зоны. Результат – расслоение шины в плечевой зоне, вплоть до отрыва части протектора.

Возрастает и риск механического повреждения шины при наезде на препятствие. Удар о край ямы или выступающий стык дорожного покрытия может вызвать «пробой» боковины шины. Край обода прорубает тонкую боковину насквозь. Чаще всего такие повреждения ремонту не подлежат.

В соответствии с нагрузкой

Повышенное давление в шине не так опасно. Конечно, сцепление с дорогой заметно ухудшается, «перекачанная» шина будет касаться дороги только центральной частью протектора. Ухудшится и плавность хода. Следствием езды с повышенным давлением станет быстрый износ центральных дорожек. Зато отсутствует риск перегрева шины при длительной езде и складывания в повороте. И расход топлива может заметно снизиться – с уменьшением пятна контакта снижается сопротивление движению.

Есть и еще одна вещь, о которой большинство водителей не задумывается. Оптимальное давление в шинах зависит от нагрузки автомобиля. Большинство производителей автомобилей рекомендуют разную величину давления для пустого и полностью груженного автомобиля. Иногда указывают рекомендованные значения давления для нескольких нагрузок.

Это не значит, что, посадив трех пассажиров на заднее сиденье, нужно тут же накачивать шины. Но если вы собираетесь в дальнюю дорогу с семьей и друзьями, не поленитесь заглянуть в «Руководство по эксплуатации» и установить давление в шинах, соответствующее полной нагрузке.

Стоит установить максимальное рекомендованное давление и в том случае, когда вы собираетесь в дальнюю дорогу один или вдвоем, но предполагаете поддерживать высокие скорости. Конечно, результатом станет некоторое повышение износа центральных дорожек протектора и ухудшение плавности хода. Но повышенное давление позволит вам избежать перегрева шин при длительном скоростном движении в летнюю жару.

Таким образом, рекомендованное давление воздуха в шинах обеспечит вам равномерный износ протектора шин и достаточную их долговечность.

Зачем нужна перестановка?

На большинстве автомобилей наблюдается разный темп износа передних и задних шин. Зависит это от схемы привода и конструктивных особенностей подвески.

Меньше всего изнашиваются шины не ведущих колес, которые просто катятся по дороге. Приложение крутящего момента увеличивает темп износа. Управляемые колеса тоже изнашиваются быстрее – при каждом, даже небольшом, повороте появляется боковое скольжение, способствующее увеличению износа.

На автомобилях с приводом на заднюю ось общий темп износа передних и задних колес часто бывает одинаковым, но различается по характеру износа. На передних управляемых колесах небольшие боковые скольжения способствуют увеличению износа крайних дорожек. На задних ведущих колесах под действием крутящего момента больше изнашивается центр протектора.

На автомобилях с передним приводом больше страдают передние колеса – здесь присутствуют и боковые скольжения на поворотах, и крутящий момент, вызывающий износ центра. Задние колеса просто катятся вслед за передними. Степень их износа зависит только от конструкции задней подвески. Износ будет минимальным, если колеса установлены на продольных рычагах и при ходе подвески не перемещаются в поперечном направлении.

У некоторых переднеприводных автомобилей передние колеса изнашиваются быстрее задних в два раза. Своевременная перестановка колес позволяет выровнять неравномерный износ и увеличить ходимость комплекта шин. Перестановку шин следует производить «по сторонам» - правое переднее колесо менять с правым задним, левое переднее – с левым задним.

Запасное колесо лучше в этот процесс не впутывать, да и не у каждого автомобиля оно есть. Многие современные автомобили комплектуются «докаткой» - маленьким колесом, на котором можно доехать до ближайшей «шиномонтажки». Причина проста: каждое колесо как бы «прикатывается» к своему направлению вращения. Если правое колесо поставить на левую сторону, оно будет вращаться в противоположном направлении. «Прикатка» к новому направлению сопровождается повышенным износом в течение почти тысячи километров пробега, что, естественно, скажется на общей ходимости комплекта.

«Геометрия»

Существенная мера борьбы за долговечность шин – контроль углов установки передних колес. Нарушение углов, особенно схождения, способно вызвать катастрофический износ шин.

Проверять геометрию передних колес стоит не реже одного раза в год. Лучше делать проверку дважды в год – при каждом переходе с летних шин на зимние и обратно.

Если же вы за год «накатываете» несколько десятков тысяч километров, контролировать геометрию следует при каждом ТО. И обязательно нужно выставить углы после замены любых элементов передней подвески: амортизаторных стоек, шаровых опор, ступиц, рулевых тяг.

Счастливого вам пути, и берегите шины!

2011-02-10 00:00:00

rss