Главная Новости

Аквапланирование или водяной клин

Опубликовано: 03.09.2018

видео Аквапланирование или водяной клин

Эффект аквапланирования

Двигаясь за рулем своего автомобиля в сырую погоду, многие из нас сталкивались с кратковременной потерей управляемости и резким рывком рулевого колеса в сторону.



Это аквапланирование — образование под колесами гидродинамического вала (водяной клин), на котором машина попросту всплывает.

Подобное явление чаще происходит при проезде луж на высокой, не менее 60-70 км/ч, скорости.

Опытные водители утверждают, что водяной клин под колесами может образовываться и на меньших скоростях, однако эти утверждения не имеют научных обоснований.


Водяной клин

По утверждениям исследователей, скорость, на которой будет образовываться клин, зависит от:

Стоит заметить, что хорошее качество дороги здесь скорее минус, чем плюс. На шероховатом покрытии, имеющем ямки и мелкие выбоины, для возникновения АП требуется большая скорость, чем на идеально гладком асфальте.

При грамотном поведении водителя в момент столкновения с водной преградой, образующийся водяной клин редко приводит к аварии. В основном подобное происходит, если колеса немного вывернуты, а глубина лужи неравномерна (автомобиль разворачивает). Также к полной потере управляемости приводит выбивание руля при его слабом придерживании руками. Это особенно актуально в отношении машин без ГУРа .

Как определить начало аквапланирования

Для того, чтобы под колесами образовался водяной клин, требуется совпадение двух основных факторов: лужа на дороге и достаточно высокая скорость автомобиля. Все остальное вторично. В момент всплытия водитель ощущает резкий удар в руль, после чего рулевое колесо становится «пустым» — управление теряется.

В некоторых случаях всплывают не передние, а задние колеса. Такое обычно происходит на переднеприводных машинах. Тяжелая передняя часть достаточно сильно прижимает колеса к дороге, что не позволяет им приподняться над ее поверхностью.

А вот более легкий багажник не способен оказать аналогичное действие. Задние колеса всплывают. Автомобиль начинает слегка «вилять» задней частью. Малоопытные водители не всегда придают значение этому опасному признаку и узнают о неприятностях только тогда, когда развивается занос.

Как победить аквапланирование, учитывая привод

Аквапланирование передней оси практически полностью лишает водителя возможности управлять автомобилем. Попытки работать рулем не приведут ни к чему, кроме заноса при выезде на асфальт. Поэтому единственным решением в данной ситуации является плавный сброс «газа». На автомобилях с задним приводом допустимо плавное торможение.

При ослаблении усилия на педаль акселератора, автомобиль начинает активно тормозить двигателем. В сочетании с сопротивлением, которое оказывает водяной клин, это позволяет быстро сбросить скорость до показателей, находящихся ниже пределов начала аквапланирования.

Дополнительное торможение с использованием рабочей тормозной системы на переднем приводе может спровоцировать снос передней оси или блокировку колес с последующим выключением двигателя.

Наиболее частые ошибки

Частой ошибкой неопытных водителей при аквапланировании является паническое экстренное торможение . Как правило, это заканчивается заносом . Автомобиль скользит по мокрой поверхности, окончательно теряя управляемость.

Аналогично заканчиваются и попытки активно крутить рулем. Видимого эффекта это не приносит, зато при выезде из лужи аквапланирование автомобиля быстро переходит в занос. Задняя ось, обладающая избыточной поворачиваемостью, в условиях пониженного сцепления с дорогой уходит в сторону.

Профилактика

Основой профилактики аквапланирования является адекватный скоростной режим в дождливую погоду.

Обычная скорость движения должна быть снижена на 30-50%. Однако, учитывая высокие средние скорости не только на трассе, но и в городе, этого недостаточно. Двигаясь быстрее 30-40 км/ч, необходимо избегать проезда глубоких луж.

Если водяной клин все же образовался, необходимо с силой удерживать руль в прямом положении. Также держать его необходимо при проезде глубоких луж, если нет возможности их объехать. Жителям дождливых регионов рекомендуется использовать дождевую резину. Она имеет особый рисунок протектора и активно отводит воду из-под колес даже на относительно высоких скоростях.

rss